Беларусь - ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О МЕЖДУНАРОДНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ ГРУЗОВ
Особенностью правового регулирования в сфере организации международных автомобильных перевозок является регламентация основных вопросов обеспечения таких перевозок путем принятия международных соглашений (транспортных конвенций), содержащих унифицированные нормы, единообразно определяющие условия выполнения международных перевозок грузов. Обычно такие соглашения содержат требования к перевозочной документации, определяют порядок приема груза к перевозке и выдаче его в пункте назначения, условия ответственности перевозчика, процедуру предъявления претензий и исков. Основным источником правовой регламентации международных автомобильных перевозок между отдельными странами являются двусторонние международные соглашения и протоколы смешанных комиссий о международном автомобильном сообщении.
Таким образом, источниками правового регулирования международных автомобильных перевозок являются:
• двусторонние межправительственные соглашения о международном автомобильном сообщении;
• многосторонние договора, конвенции и соглашения;
• нормы национального законодательства.
Они, как правило, определяют:
• разрешительную систему выполнения международных автомобильных перевозок;
• порядок осуществления автомобильных перевозок грузов и пассажиров;
• взаимное освобождение от дорожных налогов и сборов, от налогов на перевозки и владение автотранспортными средствами;
• запрещение осуществления внутренних перевозок иностранным транспортом (каботаж);
• вопросы транзита и перевозок в третьи страны и из этих стран;
• страхование гражданской ответственности;
• положения, касающиеся таможенных, пограничных, санитарных и других правил;
• особенности перевозок опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов;
• обязанности по соблюдению национального законодательства стран.
В основу двусторонних соглашений заложены рекомендации, принятые Комитетом по внутреннему транспорту ЕЭК ООН, определяющие функционирование разрешительной системы выполнения автомобильных перевозок.
Разрешительная система дает возможность регулировать в количественном и качественном (соответствие экологическим критериям Евро-безопасности) соотношении выполнение автомобильных перевозок грузов и пассажиров иностранными транспортными средствами по территории страны, через которую проходит маршрут перевозки. Суть ее состоит в том, что грузовые и пассажирские автотранспортные средства иностранных государств имеют право пересечения границы данного государства при наличии определенного разрешения, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями или другими нормативными правовыми актами, регулирующими международные автомобильные сообщения. При отсутствии единообразных международных правовых норм, обычно обращаются к нормам транспортных конвенций или национального законодательства. Каждая страна внутренним законодательством устанавливает правила въезда, выезда или проезда транзитом через ее территорию иностранных автотранспортных средств, используемых для выполнения международных перевозок грузов и пассажиров.
Одним из основных требований данных документов является необходимость получения от компетентных органов страны разрешения на право разового въезда (как правило, туда и обратно) на ее территорию или проезд транзитом иностранного транспортного средства. Порядок получения этих разрешений оговаривается обычно в двусторонних соглашениях, заключаемых между государствами на уровне правительств и протоколах смешанных Комиссий..
Иностранные перевозчики могут, в ряде случаев, приобрести разрешение при въезде в страну на пограничном переходе. Для получения разрешения на въезд или проезд транзитом, в ряде стран, необходимо заблаговременно подать запрос в соответствующие органы.
По состоянию на 01.04.2019 подписаны двусторонние соглашения между Республикой Беларусь и 44 государствами Европы и Азии: Австрией, Азербайджаном, Арменией, Бельгией, Болгарией, Боснией и Герцеговиной, Венгрией, Германией, Грецией, Грузией, Данией, Иорданией, Ираном, Италией, Казахстаном, Кипром, Кыргызстаном, Латвией, Ливаном, Литвой, Македонией, Молдовой, Монголией, Нидерландами, Норвегией, Польшей, Россией, Румынией, Сербией, Сирией, Словакией, Словенией, Таджикистаном, Туркменистаном, Турцией, Узбекистаном, Украиной, Финляндией, Францией, Хорватией, Чехией, Швейцарией, Швецией и Эстонией.
На паритетной основе (без соглашения) осуществляется обмен разрешениями с Великобританией, Ирландией, Испанией, Португалией и Черногорией. В соответствии с общепринятыми международными принципами для перевозки некоторых видов грузов разрешения не требуется (относятся выставочные грузы, театральные декорации и реквизит, спортивный инвентарь для соревнований), что оговаривается в двусторонних соглашениях.
Кроме разовых разрешений, двусторонними соглашениями предусматривается наличие специальных разрешений на перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов, опасных грузов, а также, если это предусмотрено двусторонними соглашениями или внутренним законодательством страны, на перевозки в третьи и из третьих стран или только на перевозки в третьи страны.
Разрешение на проезд по территории иностранного государства (далее-разрешение) - это документ, дающий право проезда транспортного средства для международной автомобильной перевозки в определенную страну, либо через ее территорию транзитом.
При выполнении международных автомобильных перевозок существуют следующие виды разрешений на выполнение грузовых перевозок:
Двусторонние - предоставляют право проезда между пунктом государства, указанного в разрешении, и пунктом, расположенным на территории другого государства, указанного в разрешении.
Транзитные - предоставляют право на проезда транзитом через территорию государства, указанного в разрешении, которое не является ни страной погрузки, ни страной выгрузки.
Двусторонние и транзитные - предоставляют право проезда между пунктом, расположенным на территории Республики Беларусь, и пунктом, расположенным на территории другого государства, указанного в разрешении, и/или следование транзитом через территорию государства, указанного в разрешении. Тип использования разрешения обычно определяется по первой поездке. Некоторые страны разрешают использовать одно разрешения в рамках кругорейса по разным типам перевозок (см. образцы).
B/из третьих стран - предоставляют право на перевозку грузов из пункта, расположенного на территории государства, указанного в разрешении, в третье государство либо из третьего государства в пункт, расположенный на территории государства, указанного в разрешении. Некоторые страны (например, Казахстан) запрещают менять третью страну загрузки на прямом рейсе и разгрузки на обратном рейсе.
Универсальные - предоставляют право проезда между пунктом, расположенным на территории государства, указанного в разрешении, и пунктом, расположенным на территории другого государства, указанного в разрешении, или следование транзитом через территорию государства, указанного в разрешении, а также на перевозку грузов из пункта, расположенного на территории государства, указанного в разрешении, в третье государство либо из третьего государства в пункт, расположенный на территории государства, указанного в разрешении.
Многоразовые разрешения - предоставляют право проезда между пунктом, расположенным на территории указанного в разрешении, и пунктом, расположенным на территории другого
государства, указанного в разрешении, или следование транзитом через территорию государства, указанного в разрешении, в течение периода времени (как правило, календарный год), указанного в разрешении (D, F, NL) неограниченное количество раз.
Разрешения «po-po» (Ro-Ro) - предоставляют право на перевозку грузов между пунктом, расположенным на территории указанного в разрешении, и пунктом, расположенным на территории другого государства, указанного в разрешении, посредством использования железнодорожных (Ro-La) или паромных переправ.
Разрешение ЕКМТ - многоразовое многостороннее разрешение, предоставляющее право проезда между пунктами, расположенными на территории государств - участников Европейской конференции министров транспорта (далее-ЕКМТ), с 2006 года переименованной в Международный транспортный форум (далее -МТФ).
Разрешение «Евро-ІV безопасное» - разрешение, которое может быть использовано для выполнения перевозок автотранспортным средством, сертифицированным по схеме «Евро-ІV безопасного автомобиля» или выше.
Разрешение «Евро-V безопасное» - разрешение, которое может быть использовано для выполнения перевозок автотранспортным средством, сертифицированным по схеме «Евро-V
безопасного автомобиля».
Разрешение «Евро-VI безопасное» - разрешение, которое может быть использовано для выполнения перевозок только автотранспортным средством, сертифицированным по схеме «Евро-VI безопасного автомобиля».
ЗАПОЛНЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗРЕШЕНИЙ НА ПРОЕЗД ПО ТЕРРИТОРИИ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ
При получении разрешения на проезд по территории иностранных государств водитель должен в обязательном порядке проверить следующую информацию:
1) отличительный знак страны, в которую будет въезжать транспортное средство, состоящий из одной-трех заглавных букв латинского алфавита (PL, D, B, NL, DK, F, CZ, RUS);
2) вид выполняемой международной автомобильной перевозки, которую можно совершать по этому разрешению (двусторонняя, транзитная перевозка, перевозка в/из третьих стран), которая определяется по данным CMR;
3) место, дата выдачи, печать и наименование уполномоченного компетентного органа страны регистрации транспортного средства, выдавшего разрешение;
4) количество разрешенных поездок или кругорейсов по данному разрешению (как правило, туда и обратно);
5) наименование государства, где зарегистрировано транспортное средство перевозчика;
6) название перевозчика и адрес (должен стоять штамп предприятия), получившего разрешение;
7) срок действия разрешения;
8) место, дата выдачи и печать уполномоченного иностранного органа, выдавшего разрешение.
Водитель обязан использовать разрешения на проезд по территории иностранного государства в соответствии с видом международной автомобильной перевозки (двусторонняя перевозка, транзитная перевозка, перевозка в/из третьих стран), на осуществление которой оно дает право и условиями его использования.
В разрешение должны быть заполнены водителем все графы и строчки, необходимых для заполнения, без исправлений. Записи должны быть выполнены ручкой одного цвета, разборчивым подчерком.
До въезда на территорию иностранного государства водитель должен в обязательном порядке заполнить:
• регистрационный знак автомобиля (тягача);
• регистрационный знак прицепа (полуприцепа), (Германия, Чехия необязательно);
• все графы и строчки, необходимые для заполнения, т.е:
- пункт пропуска на границе (если требуется);
- дата первого пересечения границы (если требуется);
- страна загрузки, пункт (если требуется);
- страна разгрузки, пункт (если требуется);
- допустимая максимальная масса транспортных средств (если требуется);
- вес груза, который перевозится (если требуется);
- наименование перевозимого груза (если требуется);
- место, точная дата и время (день, час, минута) пересечения границы и показания одометра (требование в Венгрии);
- грузоподъемность полуприцепа (если требуется);
- максимальная снаряженная масса полуприцепа (если требуется);
- страны транзита, через какие следовало транспортное средство (если требуется);
- маршрут следования по территории страны (если требуется).
Разрешение действительно в том случае, если регистрационный знак транспортного средства на лицевой стороне разрешения записан полностью. В случае, когда международная автомобильная перевозка по разрешению начинается на территории иностранного государства, водитель должен обеспечить заполнение разрешения до начала перевозки груза.
Разрешение считается недействительным, если в него внесены изменения или исправления, не заверенные компетентным органом страны регистрации транспортного средства, выдавшего разрешение.
Разрешение (заполненное) должно находиться на автотранспортном средстве и предъявляться по требованию компетентных и контрольных органов.
При осуществлении автотранспортного контроля транспортного средства, на территории иностранного государства, на разрешении проставляется соответствующая отметка (штамп, печать) контролирующего органа, уполномоченного осуществлять контроль за выполнением автомобильных перевозок, о въезде или выезде транспортного средства.
При наличии на разрешении отрывных талонов, они подлежат изъятию должностными лицами органов, уполномоченных осуществлять контроль за выполнением международных автомобильных перевозок, при въезде на территорию иностранного государства и при выезде с территории иностранного государства, т.е. отрывная часть разрешения с отметкой контролирующего органа остается у контролирующего органа. Разрешение нельзя передавать другим перевозчикам. Водитель (перевозчик) несет ответственность за правильное использование разрешений, их сохранность и своевременный возврат. На обратной стороне разрешения, как правило, содержатся общие предписания, которые должен выполнять водитель. Бланки разрешений печатаются на языке страны, на территории которой действительно данное разрешение, и на языках, установленных по соглашению между заинтересованными сторонами.
При перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов перевозчик должен получить специальное разрешение компетентных органов государств, по территории которого будет осуществляться перевозка.
ВНИМАНИЕ!
При осуществлении международных автомобильных перевозок за нарушение установленного порядка заполнения и использования разрешений на проезд по территории иностранных государств, введены штрафные санкции. Штраф в Европе 1500-2500 евро, штраф в Российской Федерации 150 000-200 000 российских рублей.
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ РАЗРЕШЕНИЙ
Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь осуществляет обмен разрешениями на паритетной основе независимо от того, подписано двустороннее соглашение с той или иной страной или нет. Как правило, по одному иностранному разрешению можно осуществить один кругорейс в прямом и обратном направлении.
Тип использования (двустороннее, транзитное или универсальное) разрешения определяется по виду поездки при первом его заполнении. Исключения предусмотрены в следующих случаях:
• одно разрешение «в/из третьих стран» Украины может использоваться для осуществления не более двух видов перевозок грузов в ходе выполнения одного кругорейса в прямом и обратном направлении (но только «в/из третьих стран» и «двустороннее»);
• одно «двустороннее и транзитное» разрешение Словакии можно использовать в одном направлении в качестве транзитного, а при обратной перевозке в качестве двустороннего и наоборот;
• если после разгрузки в Германии транспортное средство порожним проследовало в другую страну, например в Голландию для загрузки, и на обратном пути проследовало транзитом через Германию, и если сроки составляют не более 7 дней с даты первого въезда в Германию, можно использовать разрешение, которое использовалось в прямом направлении, т.е. другого разрешения не требуется;
• «универсальное» разрешение Эстонии в ходе одного кругорейса можно использовать для выполнения двух разных видов перевозок, указанных в разрешении. Смена видов перевозок допускается также при использовании «Двустороннего/транзитного» разрешения;
• по одному «универсальному» разрешению Грузии можно выполнять перевозки в Грузию из третьей страны, а из Грузии - двусторонние перевозки; или в Грузию двусторонние перевозки, а из Грузии — перевозки в третью страну;
• в Чехию и Латвию возможно использование разрешения на разные виды перевозок, указанные в нем, в рамках одного кругорейса.
В соответствии с пунктом 4 раздела II «Автомобильный транспорт» Протокола о скоординированной (согласованной ) транспортной политике, являющегося приложением № 24 к Договору о Евразийском экономическом союзе, вступившим в силу с 1 января 2015 года, перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств-членов ЕАЭС, международные автомобильные перевозки грузов осуществляются на безразрешительной основе:
• между государством-членом, на территории которого перевозчики зарегистрированы, и другим государством-членом;
• транзитом через территории других государств-членов;
• между другими государствами-членами.
Перечень перевозок грузов и пассажиров, не требующих наличия разрешений, определяется двусторонними соглашениями о международном автомобильном сообщении, протоколами смешанных комиссий. По состонию на начало 2019 года такими странами являются Люксембург и Швейцария.
В большинстве двусторонних соглашений, за исключением Соглашений Республики Беларусь с Ираном, Италией, Сирией, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном, Российской Федерацией и Финляндией, наличие разрешений не требуется на перевозки грузов автотранспортными средствами общей массой до 6 тонн и (или) грузоподъемностью до 3,5 тонны.
Перечень перевозок, выполняемых автотранспортными средствами общей массой до 6 тонн и (или) грузоподъемностью до 3,5 тонны, не требующих наличия разрешений не распространяется на перевозки грузов в/из третьих стран: Азербайджан, Армения, Дания, Италия, Кыргызстан, Латвия, Ливан, Литва, Молдова, Румыния, Российская Федерация, Словакия, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Финляндия (разрешение необходимо, если общая максимальная масса свыше 3,5 тонны), Франция и Швеция. По указанным государствам перечень перевозок, не требующих наличия разрешений в соответствии с двусторонними соглашениями, применяется на двусторонние или транзитные перевозки.
В соответствии с Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Ливанской Республики о международных автомобильных перевозках пассажиров и грузов, не требуются разрешения на двусторонние или транзитные грузовые перевозки.
Под перевозкой в/из третьих стран, в соответствии с п. 4.1.7 Сводной резолюции об облегчении международных автомобильных перевозок ЕЭК ООН от 30 апреля 2004 г. (TRANS/SC.1/2002/4/Rev.4) понимается транспортировка грузов, погруженных в одной стране и разгруженных в другой стране, осуществляемой на транспортном средстве, зарегистрированном в стране, не являющейся страной начала или окончания перевозки. Пунктами погрузки и разгрузки для белорусской стороны служат данные, указанные в графах 3 и 4 международной товарно-транспортной накладной (CMR).
С полными перечнем перевозок (поездок), на выполнение которых не требуется наличия разрешений на международные перевозки грузов автомобильным транспортом или международные нерегулярные перевозки пассажиров автобусами, а также информацией об особенностях использования и наличия разрешений на международные перевозки грузов автомобильным транспор-том при проезде автотранспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств можно ознакомиться на сайте Транспортной инспекции Минтранса www.mtkrbti.bу в разделе «Разрешительная система».
C 5-ю государствами обмен разрешениями, дающими право на осуществление перевозок грузов в/из третьих стран, не осуществляется: Великобритания, Иордания, Ирландия, Италия, Швеция.
В соответствии с Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Федеративной Республики Германии о международных пассажирских и грузовых автомобильных сообщениях, перевозки в/из третьих стран допускаются с использованием «двусторонних и транзитных» или «многоразовых» разрешений, если перевозка проходит обычным для движения путем по территории государства, в котором зарегистрировано транспортное средство. В соответствии с соглашениями о международном автомобильном сообщении, протоколами смешанных комиссий определены особенности использования и наличия разрешений на международные перевозки грузов автомобильным транспортом. Так, с Австрией, Болгарией, Германией, Литвой, Македонией, Польшей, Сербией, Францией и Чехией предусмотрена возможность осуществления перевозки грузов в/из третьих стран с использованием «двусторонних» разрешений в случае проезда через территорию страны регистрации автотранспортного средства.
Согласно договоренности для перевозки грузов в/из государств бывшего СССР и Молдовой может быть использовано «двустороннее» разрешение.
Согласно договоренности между Республикой Беларусь и Данией разрешение «в/из третьих стран» действительно только на одну поездку (в одну сторону) в третью страну, или из третьей страны.
Между Республикой Беларусь и Турцией для перевозок грузов используются три вида разрешений:
• тип «А» - на выполнение двусторонних, кроме въезда порожних транспортных средств, или транзитных перевозок;
• тип «В» - на въезд порожних транспортных средств с загрузкой в страну регистрации автотранспортного средства;
• тип «С» - на выполнение перевозок в/из третьих стран, как для порожних, так и для груженых транспортных средств.
Разрешения Турции (тип С) используются для выполнения двусторонних перевозок между Республикой Беларусь и Турецкой Республикой в случаях заполнения в графе 1 CMR третьей страны (трейдера) (загрузка на БМЗ).
Транспортные средства (тягачи и прицепы/полуприцепы), осуществляющие международные перевозки через государственную границу Турецкой Республики, не имеющие транспортных разрешений ЕКМТ, должны иметь номерные знаки одной и той же страны регистрации, как для тягачей, так и для прицепов полуприцепов. В случае, если тягач и прицеп/полуприцеп зарегистрированы в разных странах, таким транспортным средствам будет запрещено пересекать границу Турции.
В разрешениях Польши должны быть заполнены правильно все графы части «В». В части «В» разрешения, кроме наименования и адреса перевозчика, регистрационных знаков транспортного средства, следует указать дату первого въезда на территорию Республики Польша, государства погрузки и разгрузки, а также количество (вес брутто) провозимого груза в килограммах (литрах), а в случае проезда автомобиля без груза следует указать «порожный» или «empty». В случае въезда/ выезда автотранспортного средства без груза под определением «Страна загрузки» следует понимать страну отправления, а «Страна разгрузки» — страну назначения. На основании одного разрешения Польши в/из третьих стран перевозчик может осуществить перевозку только в ту страну, откуда груз был привезен, или совершить пустой проезд в любую страну. В иных случаях требуется наличие второго разрешения.
Литовское разрешение двустороннее и транзитное можно использовать для двусторонней или транзитной перевозки. Использовать это разрешение в одном направлении как транзитное, а в обратном направлении как двустороннее НЕЛЬЗЯ. Литовское разрешение в/из третьих стран можно использовать только для перевозки в/из третьих стран. В литовском разрешении заполняется ТОЛЬКО ЛИЦЕВАЯ сторона. Обратная сторона НЕ ЗАПОЛНЯЕТСЯ. На лицевой стороне заполняются следующие графы: регистрационный номер транспортного средства, пункт погрузки, дата, наименование груза и вес (т), дата, время, место въезда / выезда в/из Литовскую (-ой) Республику (-и), пункт разгрузки, подпись. Внимание: неважно, с какого направления осуществляется въезд на территорию Литвы. При первом въезде по данному разрешению заполняется раздел «Туда». В графе «Регистрационный номер транспортного средства» указывается № Тягача и ® прицепа (полуприцепа).
Особенности заполнения литовских разрешений:
1. В графах «Пункт погрузки, дата» и «Пункт разгрузки» указываются:
• при двусторонней перевозке:
ТС с грузом – «Туда» — населенный пункт (город) BY места погрузки, дата и LT, населенный пункт (город) места разгрузки (по CMR); «Обратно», сразу после загрузки автомобиля – LT, населенный пункт (город) BY места погрузки, дата и, населенный пункт (город) места разгрузки (по CMR). Порожнее ТС - «Туда» - страна отправления BY и страна назначения LT, населенный пункт (город) места запланированной загрузки. Если после разгрузки в Литве транспортное средство возвращается порожним, то в разделе «Обратно» — страна отправления LT, населенный пункт (город) BY места разгрузки, дата и страна назначения.
• при транзите через территорию Литвы:
ТС с грузом - «Туда» и «Обратно» соответствующие страны погрузки и страны разгрузки (по CMR).
Порожнее ТС - «Туда» и «Обратно» — соответствующие страны отправления и назначения.
Примечание: с какого бы направления ни осуществлялся въезд на территорию Литвы при первом въезде по данному разрешению заполняется раздел «Туда» и при обратном въезде по данному разрешению на территорию Литвы - раздел «Обратно» (например, «Туда» PL - RUS и «Обратно» RUS - D)
2. В графах «Наименование груза и вес (т)»:
В описанных выше случаях при движении ТС с грузом в соответствующих разделах («Туда» и «Обратно») указываются эти данные (по CMR).
При движении порожних ТС в соответствующих разделах («Туда» и «Обратно») записывается «пустой».
3. В графах «Дата, время, место въезда/ выезда»:
• при двусторонней перевозке:
«Туда» — перед непосредственным въездом на литовскую территорию вписываются эти данные (в части места въезда - соответствующий литовский пункт пропуска); «Обратно» перед выездом, соответствующий литовский пункт пропуска для выезда с территории Литвы.
• при транзите через территорию Литвы:
При первом транзитном проезде в разделе «Туда» — перед непосредственным въездом на литовскую территорию указываются эти данные (в части места въезда - соответствующий литовский пункт пропуска (если он есть) или первый литовский населенный пункт после пересечения границы со странами ЕС). При выезде с литовской территории во втором нижнем столбце данной графы указываются аналогичные данные. При обратном транзитном проезде в разделе «Обратно» порядок заполнения графы аналогичен.
4. В графе «Подпись» — все изложенные выше данные заверяются от имени перевозчика подписью водителя ТС.
5. Графы на оборотной стороне разрешения служат для отметок литовских контрольных органов (в отличие от использовавшихся в 2018 году бланков разрешений водителем не заполняются!).
Правила заполнения литовских разрешений на перевозки в/из третьих стран аналогичны. Следует учитывать:
При въезде порожнего ТС в Литву для загрузки в третью страну заполняется в разделе «Туда» графа «Дата, время, место въезда/ выезда», а в графе «Наименование груза и вес (т)» делается запись «пустой». При въезде ТС с грузом заполняются все соответствующие графы в разделе «Туда», а после разгрузки в Литве в разделе «Обратно» заполняется:
- при выезде порожнего ТС - графы: «Пункт погрузки, дата» (указывается LT), «Наименование груза и вес (т)» (записывается «пустой»), «Дата, время, место въезда/ выезда» (указываются эти данные по выезду), «Пункт разгрузки» - страна назначения.
- при обратном выезде (после загрузки) ТС с грузом в третью страну заполняются все соответствующие графы раздела.
Австрийское разрешение двустороннее и транзитное можно использовать для двусторонней или транзитной перевозки. Использовать это разрешение в одном направлении как транзитное, а в обратном направлении как двустороннее НЕЛЬЗЯ. Одно разрешение можно использовать либо транзитом, либо для двусторонней перевозки.
Австрийское разрешение в/из третьих стран можно использовать ТОЛЬКО для перевозки в/из третьих стран. В австрийском разрешении заполняются следующие графы:
на лицевой стороне: регистрационный номер транспортного средства;
обратной стороне: наименование перехода, дата, подпись.
Австрийское разрешение обязательно нужно отметить (проштамповать) в автомате на границе и поставить подпись. Если на переходе автомата нет, то заполнить разрешение от руки.
При контроле иностранного автоперевозчика итальянские компетентные органы особое внимание уделяют проверке правильности и полноты заполнения итальянского разрешения. Разрешение должно находиться на борту автомобиля и предъявляться по требованию представителей контролирующих органов. В соответствии с указаниями на бланке, разрешение должно быть полностью заполнено до начала его использования. В случае некорректного или неполного заполнения к перевозчику будут применяться специальные санкции. Особое внимание обращается на обязательное и своевременное заполнение граф «А» и «В» в центральной части лицевой стороны итальянского разрешения. В графе «А» водитель должен указать дату въезда на территорию Италии и предполагаемую дату выезда с территории Италии при двусторонних перевозках. В графе «В» водитель должен указать даты въезда на территорию Италии и предполагаемые даты выезда с территории Италии при осуществлении транзитной перевозки по итальянской территории в прямом (соответствующие две даты в верхней строке) и обратном (соответствующие две даты в нижней строке) направлениях.
Дата въезда должна быть заполнена перед любым въездом в Италию и предполагаемая дата (data prevista) выезда должна вноситься перед началом поездки с целью выезда из Италии. Практика показывает, что итальянские службы могут контролировать проставление даты выезда в разрешении сразу после выезда транспортного средства из пункта погрузки, т.е. в самом начале обратной перевозки в двустороннем сообщении. Под графами «А» и «В» на лицевой стороне бланка размещены ячейки для простановки отметок итальянских компетентных органов (дата и печать): coответственно первые две ячейки - для двусторонней перевозки (А) и остальные четыре ячейки – для транзитного проезда в прямом и обратном направлении (В). Отметку в разрешении о въезде на территорию Италии обязательно получить в пограничных таможенных пунктах, перечень которых представлен на сайте http://www.agenziadogane.it. В долине реки По действует для автомобильного транспорта особый режим движения.
При въезде на территорию Венгрии водитель должен заполнить соответствующую графу разрешения на автомобильную перевозку или дополнительную графу бортового журнала разрешения ЕКМТ, указывая следующую информацию: место, где он въехал на территорию Венгрии, точную дату и время (день, час, минута) и показания одометра (пробег). Если водитель не выполнит эти положения, к нему будут применены штрафные санкции за не указание требующейся информации и за отсутствие разрешения или за пользование недействительным разрешением. В месте погрузки или разгрузки грузов на территории Венгрии международный автоперевозчик должен представить разрешение грузоотправителю/грузополучателю, эти документы они должны вместе тщательно проверить и заполнить разрешение. Дата и время загрузки/выгрузки вместе с ксерокопией разрешения, а также показания одометра должны быть записаны и храниться в течение года у грузоотправителя/грузополучателя и перевозчика, чтобы предъявлять данные документы компетентным органам по их требованию. Венгерское двухстороннее и транзитное разрешение используется только для транзита, двухстороннее разрешение используется только для загрузки и разгрузки. Имеются платные разрешения!
Во избежание привлечения водителей к административной ответственности на территории Бельгии, необходимо выполнять следующие правила заполнения раздела «Отчет о перевозке» (Compte rendu de transport/ Vervoerverslаg/ Fahrtenbericht/ Transport report) бельгийского разрешения:
• в первой строке указываются только дата, время и место въезда транспортного средства на территорию Бельгии. При использовании разрешения для транзитного проезда в этой строке указываются сведения о въезде в Бельгию при проезде в прямом и обратном направлении. Во всех остальных случаях в указанной строке должна быть одна запись. Внесение другой информации в эту строку не допускается;
• во второй строке указывается только регистрационный номер автомобиля, выполняющего перевозку.
На заседании белорусско-чешского Объединенного комитета по вопросам международного автомобильного сообщения 29–30 мая 2018 года чешская сторона проинформировала, что ограничения на возможность выполнения перевозок грузов в/из третьих стран по двусторонним и транзитным разрешениям, введенные в 2014 году, сняты, при условии, что обычный транспортный маршрут проходит по территории государства, в котором зарегистрировано транспортное средство. Стороны договорились о возможности использования одного двустороннего и транзитного разрешения на разные виды перевозок, допускаемые к выполнению по данному бланку разрешения, в рамках одного кругорейса (одной поездки туда и обратно), и применения этого правила в отношении чешских перевозчиков на территории Республики Беларусь и белорусских перевозчиков на территории Чешской Республики. Белорусская сторона обратилась к чешской стороне с предложением о возможности использования одного разрешения на международную перевозку грузов при смене прицепа/полуприцепа при условии сохранения тягача при внесении регистрационного номера заменяемого прицепа/полуприцепа в соответствующую графу разрешения. Чешская сторона проинформировала, что в бланке разрешения в графе «Регистрационный номер транспортного средства» указывается только регистрационный номер моторного транспортного средства: тягача или грузового автомобиля. Указание в разрешении регистрационного номера прицепа/полуприцепа не требуется и замена прицепа/полуприцепа в рамках одного кругорейса, при использовании одного бланка разрешения, не запрещена.
Разрешения в/из третьих стран Казахстана действительны на один круго-рейс и могут быть использованы в случаях загрузки в обратном направлении на территорию государства, из которого была осуществлена перевозка первого рейса. Контроль осуществляется, в том числе и по сведениям из инвойса.